Как лучше поощрять сотрудников |
|
|
|
|
|
|
Руководителю, решившемуся поощрять сотрудников, всегда хочется сделать это максимально экономно. Отсюда дилемма: раздать деньги или выбирать нематериальные способы мотивации. Эксперты считают этот выбор надуманным. Даже нематериальное для сотрудника вознаграждение, как правило, требует затрат от компании. |
Желая сэкономить, многие компании решают пойти на хитрость и совместить программы мотивации персонала с мероприятиями по усилению командного духа. Считается, что корпоративные акции (будь то праздник, выезд на пикник или тренинг) — все равно что подарок сотрудникам. Разумеется, создание сплоченной команды единомышленников — это здорово. Но вознаграждение конкретного сотрудника является признанием его персональных заслуг со стороны руководства. Смешение личного и общественного в данном случае может привести к неприятным казусам.
«Эту историю рассказал финансовый менеджер достаточно известной российской компании,— говорит специалист по поиску и подбору персонала компании «Империя Кадров» Юрий Катаев.— Для поддержания здорового тела и бодрого духа всем сотрудникам выдали абонементы в фитнес-центры. Причем за непосещение этого мероприятия (то есть за неподдержание командного духа) сотрудники могли лишиться премий и бонусов по итогам квартала. Стоит ли говорить, что для человека, весившего без малого 108 килограммов и ведущего размеренный образ жизни, каковым и был этот финансовый менеджер, такая мотивация обернулась мукой. В итоге именно это повлияло на его решение покинуть компанию».
Чаще всего, выбирая, как стимулировать персонал на ударный труд, работодатели предпочитают нематериальные формы поощрения денежным. Во-первых, деление это весьма условно, ведь даже акции, не имеющие материальной ценности для сотрудников, требуют затрат со стороны компании — и иногда весьма заметных. Вспомнить хотя бы все эти унылые корпоративные банкеты, на которых сотрудники, провожая взглядом официантов, думают: «Лучше бы деньгами». Во-вторых, если денежное вознаграждение неадекватно, почетными грамотами текучку кадров не остановить.
«Лучше всего использовать разнообразные методы материальной мотивации, то есть помимо заработной платы должны быть денежные выплаты (премии) по результатам работы или специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного сотрудника»,— отмечает руководитель HR-департамента группы компаний «Планета Фитнес» Татьяна Костяева.
Однако, по ее словам, необходимо помнить, что денежная мотивация по своей природе является «ненасыщаемой», и человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую рабочую отдачу, очень скоро становится привычным и теряет свою побудительную силу. Поэтому важно использовать другие способы мотивации, помимо денежных: моральные, социальные. Признание заслуг работника, его профессионализма, проявление уважения к нему — эффективнейший метод моральной мотивации. Это достигается путем обычной похвалы в кругу коллег, награждением фирменной грамотой, недорогим сувениром.
Подарки занимают особое место в системе мотивации персонала.
«Если мы дарим сотрудникам то же, что и клиентам, никакой признательности с их стороны, скорее всего, не возникнет,— говорит Елена Жуланова, начальник отдела по работе с персоналом TNT Express в России.— Скорее, появится ощущение, что сбывают невостребованные остатки».
По словам г-жи Жулановой, стоимость подарка должна быть пропорциональна значимости достижений, хотя некоторые компании устанавливают нормы стоимости в пропорции к зарплате. Но не всегда имеет смысл ориентироваться на стоимость: самый лучший подарок — это тот, который привлекает внимание к личности человека: фотоколлаж, что-то связанное с его хобби и так далее. Люди должны чувствовать, что о них заботятся, тогда они будут работать более эффективно.
«Поэтому в компании должна работать социальная программа: путевки в санатории для сотрудников и их детей, материальная помощь на лечение», — считает Татьяна Костяева.
Но, как бы то ни было, основной элемент системы мотивации — конкурентоспособная заработная плата. Без нее никакие мотивационные схемы не будут иметь смысла. Если компания предлагает хорошее денежное вознаграждение и относится к сотруднику лояльно, то она в значительной степени застрахована от массового ухода персонала. Для людей, ориентированных на карьеру, важна также возможность развития, применения имеющихся знаний.
Очень хороший эффект имеет ежеквартальное, пусть даже не очень большое, повышение зарплаты или выдача премий для компенсации инфляции. Естественно, их можно выдавать на определенных условиях, заставляя людей работать лучше. Рекомендуется не предлагать все компенсации или повышения сразу, а делать это «порционно». Люди ко всему быстро привыкают, и все начинает казаться им само собой разумеющимся. Всегда важно оставлять что-нибудь про запас, и использовать это по мере необходимости.
Самую точную обратную связь о целесообразности тех или иных способов мотивации можно получить на «лояльном интервью при увольнении», когда человек уходит из компании. Если сотрудник увольняется без конфликта, то узнать о его отношении к системе мотивации в компании бывает чрезвычайно полезно.
Итак, как мотивировать персонал?
- Выработать ясные и прозрачные критерии оценки персонала.
- Выяснить реальные потребности сотрудников.
- Создать дифференцированную систему вознаграждения. В отделе продаж хорошо вводить бонусы и проценты от сделок. Для определенной категории сотрудников мотивацией является обучение (повышение квалификации), для других — оплата проезда до места работы. Для руководящего состава мотивирующим фактором являются акции и опционы на их покупку.
- Признать заслуги подчиненного: персональная похвала, публичное признание заслуг (на совещании, собрании), почетная грамота; издать приказ о поощрении работника с внесением записи в трудовую книжку.
- Предоставить отгул.
- Улучшить условия труда сотрудника.
- Выдать премию, ценный подарок.
- Предоставить (расширить) социальный пакет.
- Перевести сотрудника в более престижное подразделение.
- Расширить полномочия сотрудника, разрешить ему участвовать в принятии решений.
|
|
Коментарі до статті (0) |
|
Додати коментар |
Інші статті цього розділу
Assesment сenter – это комплексный метод оценки персонала. Он состоит из различных деловых игр и упражнений, которые моделируют ключевые моменты реальной деятельности сотрудников. В отличие от аттестации, в ассесмент-центре оцениваются не профессиональные знания и результаты работы, а деловые и личностные качества. |
Предупреждение кадровым агентствам: вы можете хранить молчание, каждое ваше слово может быть истолковано против вас. |
15 сентября, в Киеве прошла выставка «hr-бюджет - 2007». На выставке были представлены различные компании, предоставляющие услуги в сфере персонала – подбор, обучение, отдых. Посетителем выставки мог стать любой менеджер по персоналу, который зарегистрировался на сайте организаторов выставки. |
Как быстрее и качественнее закрыть вакансию? Как найти еще больше лучших кандидатов, используя обычные и доступные источники информации?
Ответ: только используя эти источники еще более эффективно! Рекрутинг новой волны – это активный рекрутинг. |
Грамотные специалисты по HR выучились, конечно, разным методам правильного найма, но стопроцентно надежных технологий все равно нет. Откуда-то ведь берутся проваленные проекты и обанкротившиеся фирмы. Поставьте себя на место работодателя. На какие строчки в резюме соискателя работы стоит обратить особое внимание? Образование? Не факт. |
В ситуациях, когда необходимо выполнить большой объем работы или когда для нового проекта требуется человек со специальными знаниями, зачастую правильным решением является поиск временных сотрудников. Однако эффективная работа с фрилансерами – это уже само по себе искусство, подвластное лишь действительно хорошим менеджерам. |
Каждый уважающий себя HR-менеджер (в народе именуемый кадровиком) постоянно повышает свою квалификацию. Без этого невозможно ориентироваться в стремительно развивающемся бизнесе, воплощать в жизнь новые разработки по управлению персоналом, да и вообще – зачем придумывать самому новую систему мотивации, если ее уже кто-то создал, апробировал и рекомендует. |
Сейчас словосочетание «мотивационный (социальный) пакет» является достаточно популярным. Во многих объявлениях о вакансиях отдельно сообщается о его наличии в компании. Давайте же коротко разберемся с тем, что это такое и зачем это нужно. |
Почти у всех фирм есть отдел кадров, который проводит первичный подбор кандидатов на то или иное место, однако, он сделает это только в том случае, если вы предоставите ему необходимую информацию. Здесь надо найти золотую середину. |
Вы провели с ним собеседование. Вы взяли его на работу. В ваши обязанности входит помочь ему приступить к делу. Конечно, многие моменты его ориентации, ознакомления с условиями работы можно поручить другим... |
Жизнь прекрасна и удивительна, если сегодня зарплата. А в остальные дни ничего такого особенного. Стоит продавец за прилавком, морковками торгует. Вчера морковки, сегодня морковки, через месяц морковки. Если сильно надоест, можно перейти на другую работу. |
Задача любого руководства - организовать процесс так, чтобы люди работали, как говорится, на полную катушку. Каждый руководитель знает, сколько усилий нужно приложить для этого. Советы, предложенные в книжках или консультантами, иногда помогают, а в ряде случаев оказываются бесполезными. Как же настроить поведение людей так, чтобы они начали трудиться эффективно? |
Растущая актуальность темы развития лидерства в компании имеет вполне обоснованные причины. Очевидно, что в современной бизнес-среде, с присущей ей постоянной сменой правил и исходных данных, нужно делать ставку на что-то неизменное, на что-то более глубокое, чем модные тренды и конъюнктура. Вопрос заключается в том, где взять эту опору и что бы могло ею быть. |
В ходе недавнего исследования журнала HR Executive были опрошены британские эксперты по управлению персоналом. Они выделили 10 тенденций, на которых будет сфокусировано внимание HR-специалистов во всем мире в 2006 году... |
Состояние рынка труда в наши дни, называемое не иначе, как «Война за таланты», в равной степени касается и самих «воинов», т.е. рекрутеров. Или, как их иногда романтично называют, «охотников за головами». Одной из важнейших проблем, с которой сталкиваются руководители, является не недостаток соискателей, а нехватка хороших рекрутеров. |
|
Резюме: образцы, советы, как составить резюме - все о резюме |
|
|