Фактор счастья. Почему люди становятся предпринимателями |
 |
|
 |
|
|
|
Экономисты сумели выделить основные факторы, приводящие людей в России, Бразилии и Китае к решению начать собственный бизнес. Оказалось, что эти факторы можно разбить на три группы: психологические, социальные и внешние. Причем ни одну из них нельзя сбрасывать со счетов. |
Что заставляет людей становиться предпринимателями? До недавних пор ответ на этот вопрос можно было найти лишь в работах социологов и психологов. «Экономическая наука практически ничего не знала о мотивации предпринимателей», — говорит Екатерина Журавская, научный руководитель Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР). Социологи утверждали, что решение стать предпринимателем предопределяет окружение и среда, а психологи — что все дело в личных качествах людей. «Мы попытались взглянуть на эту проблему глазами экономистов», — говорит Журавская.
Работа над проектом началась в 2003 г. «Уже первые результаты показались нам занимательными, — отмечает Журавская. — Нам удалось выделить три группы факторов, предопределяющих решение человека начать собственный бизнес». Первая группа — социальная. Оказалось, что в кругу близких знакомых большинства опрошенных предпринимателей были директора и владельцы бизнеса. Вторая группа — индивидуальные характеристики предпринимателей. Выяснилось, что по своим личным качествам предприниматели заметно отличаются от не предпринимателей. У них совсем другая система ценностей. Как правило, предприниматели более оптимистичны и гораздо серьезнее относятся к работе, отметила Журавская. Но, пожалуй, главная отличительная черта даже не в этом. В предпринимателях по сравнению с остальными людьми гораздо сильнее развит дух состязательности. Для многих из них занятия бизнесом — это своеобразный спорт. И как и в каждом виде спорта, главная цель — набрать как можно больше очков. В России и Китае такими очками, как правило, выступают деньги. Даже если на такого человека свалится куча денег, он не прекратит заниматься бизнесом. Третья группа факторов связана с бизнес-климатом в регионе. «Изначально мы предполагали, что эта третья группа будет оказывать решающее влияние. Но оказалось, что это не так», — говорит Журавская.
Российские предприниматели рассказывают, что создавали свои компании не благодаря внешним условиям, а скорее вопреки им. Руслан Пашков, владелец продовольственный компании «Гурман», открыл свое дело после того, как его обманул начальник. «Я понял, что лучше быть независимым от других людей и брать ответственность в свои руки», — рассказывает он. Для каждого предпринимателя жизненно важны лидерские качества, умение видеть новое и быстро его перенимать и, разумеется, дух состязательности. А вот оптимизму Пашков отвел шестое место: «Я встречал немало оптимистов, но только единицы из них смогли добиться своего. На одной вере в лучшее далеко не уедешь».
Игорь Стоянов, президент и совладелец сети салонов парикмахерских «Персона», тоже пришел в бизнес случайно. В 1991 г., сидя в парикмахерской, спросил своего мастера Олега Шевцова, сколько, на его взгляд, стоит сегодня открыть парикмахерский салон. Цена показалась вполне доступной. Но на практике объем необходимых инвестиций оказался раз в 10 больше, говорит Стоянов. Но назад дороги уже не было. «Мой друг-иностранец как-то сказал, что не знает ни одного русского, кто создал бы свой бизнес «по плану». Все говорят: по стечению обстоятельств. Наверное, он прав», — размышляет Стоянов. Российских предпринимателей он считает реалистами-романтиками. Главное их качество — смелость: только смельчаки могли в 90-е решиться открыть свое дело. Кроме того, российские предприниматели должны обладать вниманием, отменной реакцией, уметь впитывать все новое, отмечает он.
Андрей Князев, президент и владелец коллегии адвокатов «Князев и партнеры», всегда хотел зарабатывать много денег. А бизнес получился сам собой. «Во всем жадность виновата! — рассказывает Князев. — По ходу работы понадобился помощник, затем захотелось еще одного, еще… В 32 года я вдруг понял, что больше времени уделяю расчету их зарплаты, организации обучения и другим хозяйственным и техническим вопросам. И открыл свою фирму».
Еще один интересный результат исследования состоит в том, что предприниматели в среднем оказались гораздо более счастливыми людьми, говорит Журавская. Но только не надо думать, что предпринимательство делает людей счастливыми. Дело скорее в другом. Люди, склонные чувствовать себя несчастными, либо никогда не становятся предпринимателями, либо оказываются неуспешными, отмечает она.
С этим выводом российские предприниматели спорить не берутся. Как можно жаловаться на судьбу, которую сам создаешь, недоумевают они. «Думаю, я счастлив: у меня есть любимое дело, меня знают, любят — что еще может пожелать настоящий мужчина?!" — отмечает Стоянов. Но за этим счастьем стоит каторжный труд — бессонные ночи и работа из последних сил, отмечает он. «Я действительно чувствую, что пресловутый вопрос самореализации у меня решен, — говорит Князев. — Давно понял, что в работе главное не прибыль. Знаете, это как целоваться за деньги или по любви. Пять лет целоваться за деньги просто не сможешь».
Олег Медведев, владелец компании «Голден райт», тоже считает себя счастливым человеком. Никогда в жизни он не был наемным сотрудником. «И вряд ли буду — разве что пошпионить», — смеется он. Если бы Медведев выиграл в лотерею большую сумму денег, то сразу вложил бы ее в новый проект. Работы только прибавилось бы, говорит он.
Справка
Исследование мотивации предпринимателей проводилось в 2003—2004 гг. в России, в 2004—2005 гг. в Китае и в 2005 г. в Бразилии. В каждой стране были опрошены жители семи крупных и средних городов из четырех регионов. В каждой из стран исследователи попросили заполнить анкеты 400 предпринимателей и 550 не предпринимателей. К числу предпринимателей исследователи отнесли людей, владеющих долей в бизнесе и принимающих активное участие в управлении им. Не предпринимателями считали всех тех, кто не работает в собственном бизнесе.
Григорий Милов, Анастасия Дагаева, Михаил Малыхин
adme.ru
|
 |
Коментарі до статті (0) |
 |
Додати коментар |
Інші статті цього розділу
Задумавшись о своей карьере всерьез, необходимо представить себе работу, которая была бы для Вас идеальной. Для решения этой задачи мы предлагаем составить схематичный "портрет" идеальной работы, что потребует от Вас абсолютной честности. |
Существует так много мифов о работе на себя (особенно между пожизненных служащих), что для начала хорошо было бы развеять некоторые из них. |
Единственным подлинным тестом на интеллект успеха, как его ни оценивай, является успешность исполнения своих функций. Однако понятие успеха носит относительный характер: как и о красоте, о нем у каждого может быть свое представление. |
Во-первых, начнем с главного. Идеальной работы не бывает. Даже если вы Президент Соединенных Штатов Америки. Тем более, что человек устроен так, что его всегда что-то не устраивает. Да и к хорошему, как правило, быстро привыкают. |
В жизни всегда сложно сделать правильный выбор, в особенности, если речь идет о выборе профессии. Да и понятие «правильный выбор» весьма относительно... То, то кажется правильным на сегодняшний день, завтра может оказаться неверным решением. А ведь от того, насколько правильно мы выберем для себя ту или иную профессию, зависит в какой-то степени наша жизнь, ее успешность. |
Ответ на этот вопрос может быть сложнее, чем вы думаете, потому что часто он похоронен под многочисленными слоями «нужно» и «надо». С годами наши мечты и желания тускнеют под действием жизненной суеты и стереотипов социума. И очень важно научится отличать то, что вы действительно хотите от того, что вы считаете «нужным». |
Оглянитесь вокруг. Действительно ли самые "хлебные" места занимают лучшие специалисты? Не всегда. Зачастую эти люди просто умеют преподнести себя с выгодной стороны. Давайте у них учиться! |
Работу можно искать по-разному. Кто-то удовлетворится тем, что есть: откроет газету, найдет что-то более или менее подходящее и, не мудрствуя лукаво, возьмет документики и пойдет трудоустраиваться. Другой будет долго выбирать только самые лучшие предложения, три месяца ходить по собеседованиям, оценивать, размышлять. А третий скажет, мол, хочу работать только в одном-единственном месте, - в компании N, и точка. Вот только как туда попасть, если компания престижная, известная. Туда, небось, очередь из желающих выстраивается. И, тем не менее, способы существуют... |
 |
Резюме: образцы, советы, как составить резюме - все о резюме |
|
|